OIV ВОЗ виноделие виноторговля Европа CEEV исследование Brown-Forman КонтентWR WineRetail

«Канцерогенное вино». OIV vs ВОЗ

В 2022 году мировой винный рынок может оказаться в принципиально новой реальности. На 14 февраля назначено голосование парламента ЕС по вопросу признания любого алкоголя в любом количестве веществом, вызывающим рак (канцерогеном) и обязанности производителей вина указывать на этикетке соответствующее предупреждение (помните «справочник патологоанатома» на пачках сигарет?). В мае этого же года ожидается принятие глобальной стратегии ВОЗ по сокращению потребления алкоголя.

Фото: TAСС/YAY

Журнал Drinks Business (DB) 4 февраля сообщил, что в Женеве состоялась встреча делегации Всемирной организации винограда и вина (OIV) с  представителями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Винодельческое сообщество призывает медиков провести более глубокое исследование связи вина и онкологии, чем тот доклад от 2018 года, который лёг в основу дела «канцерогенного вина». Целью встречи виноделов с медицинскими чиновниками также было обсуждение умеренного потребления вина, как элемента здорового образа жизни.

Всполошилась OIV не просто так. Надписи на этикетках - это только видимая часть айсберга. Если вино признают «вредным веществом», это решение наложит дополнительные ограничения на всю виноторговлю, рекламу и информацию о вине, поднимет розничные цены через увеличение фискальной нагрузки на отрасль (по аналогии с табаком), а главное - перекроет финансирование программ продвижения винных регионов Европы, а также субсидирование закладки виноградников и производства  вина по линии ЕС.  С учётом того, что мировой винный рынок уже много лет не растёт, а в пандемию дополнительно уступил долю крепкому алкоголю, это будет серьезный удар по европейской винной индустрии.

«В декабре 2021 года Европейский парламент одобрил доклад BECA - своего Специального комитета по борьбе с раком - в котором говорилось, что нет "безопасного" уровня потребления алкоголя, а это означает, что даже ежедневная капля вина считается канцерогенной», - пишет Drinks Business.

Резко против такого подхода выступает Европейский комитет производителей вина (CEEV), который объединяет 90% европейских винных экспортеров с общим объёмом поставок на сумму почти в 13 млрд евро.

Генеральный секретарь CEEV Игнасио Санчес Рекарт в интервью DB отметил, что виноторговля сталкивается с антиалкогольным движением, «на которое практически невозможно повлиять, описывая его как «догму» и «построенную вокруг рака».

CEEV также указывает на тот факт, что исследование, на которое ссылаются еврочиновники, «противоречит большому количеству других исследований, показывающих, что умеренное употребление вина связано с более здоровой и более продолжительной жизнью и более низким риском сердечно-сосудистых заболеваний».

В любом случае, решение европейской бюрократии и то, насколько ЕС поддержит предложения ВОЗ относительно пагубности всего алкоголя, включая вино, будет иметь принципиальное значение для будущего отрасли.

Здесь будет уместно вспомнить о теории рынка, как «системы сообщающихся сосудов» и тренде «разумного поколения» (18-24 года) использовать в качестве средства от стресса не алкоголь и даже не спорт, а антидепрессанты (такие данные приводят аналитики Deloitte), наверняка отрадном для большой фармы.

Можно вспомнить и о другом тренде: на легализацию каннабиса, стартовавшем среди стран G20 с Канады в 2018 году. Крупнейший игрок этого рынка Canopy Growth как раз принадлежит алкогольной компании Brown-Forman и стоит уже 4 млрд. долларов.

«Закон от 17 октября 2018 года сделал Канаду привлекательным полигоном для тестирования потенциала гораздо более крупных потребителей: США и, в конечном итоге, европейских рынков», - пишет тот же Drinks Business, называя каннабис новой «большой идеей» рынка напитков и приводя прогнозную оценку роста рынка напитков на основе «растительных компонентов» до 100 млрд. долларов за ближайшее десятилетие.

Правда, в последние пару лет Brown-Forman столкнулись с кризисом перепроизводства: внутренний рынок Канады растёт не такими быстрыми темпами, как предполагалось, а другие рынки открываться не спешат. Это беспокоит инвесторов и снижает цену акций.

Казалось бы, при чём здесь ВОЗ? В июне 2018 года (то есть, в тот же год, когда в журнале Lancet был опубликован доклад про «канцерогенное вино» и за несколько месяцев до того, как был принят канадский закон о каннабисе) было опубликовано большое исследование ВОЗ о применении марихуаны «в медицинских целях». В 2020 году, по ходатайству ВОЗ, ООН исключила каннабиноиды из списка наиболее опасных наркотиков, вызывающих привыкание. И это явно только первые шаги.

Признание алкоголя «канцерогеном» в любых количествах на фоне этих трендов «дестигматизации» наркотических веществ выглядит, как «Окно Овертона». Понятия о том «что такое хорошо и что такое плохо» в отношении вина и психоактивных компонентов меняются буквально на наших глазах. От решения ЕС на следующей неделе прямо зависит, насколько ускорится экспансия заменителей вина на мировой рынок напитков.

И это куда более опасная перспектива, чем появление картинок с циррозной печенью на этикетках DRC и Cristal.

Новости по теме:

Формирование будущего Wine Retail для потребителей вина XXI века: кейс Vivino

Взгляд в будущее: 5 трендов Wine Retail по версии Франка Смулдерса

Франция поддержала тренд на вино в банке

Чему может винный бизнес научиться у Кремниевой Долины: 12 советов эксперта по цифровизации

Как контент влияет на розничную торговлю вином: онлайн & офлайн

8 советов для тех, кто хочет сделать сайт винодельни более удобным для покупателей

Винный ассортимент «в облаках»

Кависты, искусственный интеллект и чипсы. Как WINEINCOGNITO становится экосистемой

Рубрикатор: