Большая пятерка. Антикризисные стратегии
Мировой рынок алкоголя показал невысокие результаты, по итогам 2025 финансового года. Пять крупнейших холдингов - владельцев алкогольных брендов, как один, зафиксировали падение продаж, затронувшее в первую очередь вино и дистилляты из винограда.
О том, какие антикризисные решения принимают эти игроки, в разное время ушедшие с российского алкогольного рынка, в материале, подготовленном Аллой Зепсен.
Команда WineRetail подготовила сводный отчет по результатам апреля 2025 года и 2024/25 финансового года для ведущих международных производителей алкогольной продукции. По итогам первого квартала 2025 года и завершившихся финансовых лет крупнейшие производители алкоголя столкнулись с заметным снижением продаж в категории вин и виноградных дистиллятов. Среди главных трендов — падение спроса в Китае и США, структурные изменения в портфелях, акцент на премиализацию и оптимизацию затрат. В центре внимания — трансформация винных активов и попытки удержать маржу на фоне давления на объемы.
Американская Constellation Brands завершила 2025 финансовый год с падением выручки в сегменте Wine & Spirits на 7% и снижением операционной прибыли на 18%. При этом в IV квартале выручка винного подразделения выросла на 5% — за счет роста direct-to-consumer и международных продаж, прежде всего в Канаде. Однако годовая динамика оказалась негативной: на фоне снижения потребления внутри США и переоценки стратегического фокуса компания объявила о полном выходе из сегмента массовых вин (Один из ведущих производителей в США задумался о продаже винного бизнеса). Продажа виноградников и недорогих брендов стала частью масштабной реструктуризации, нацеленной на достижение $200 млн экономии к 2028 году. В будущем Constellation сосредоточится на премиальных и суперпремиальных брендах, таких как Robert Mondavi и Kim Crawford. Несмотря на позитивные ожидания по пивному бизнесу, прогноз на FY2026 предполагает спад органических продаж вина на 17–20%. Рынок продолжает адаптацию.
Французская Rémy Cointreau завершила финансовый год с падением выручки на 17,5% — до 984,6 млн евро. Особенно пострадали продажи коньяка, на которые приходится около двух третей дохода компании: они упали на 21,4%, а в последнем квартале — на 30,8% в годовом выражении. Главными факторами стали высокая база прошлого года и ограничения на торговлю в Китае, где временно были приостановлены duty free продажи коньяка. Падение наблюдалось и в США — из-за продолжающейся волны дистрибуционной коррекции. Компания запустила антикризисную программу и перевела сотрудников производства Rémy Martin на неполную занятость. Руководство подчеркивает, что 2024/25 год стал переходным и рассчитывает на восстановление темпов роста с нового фингода. Несмотря на спад, компания удерживает маржу за счет контроля затрат и оптимизации издержек.
Еще одна французская группа — Pernod Ricard — также сократила продажи: в первом полугодии 2025 фингода выручка упала на 6%, в том числе на 7% в США и на 25% в Китае. В отличие от других игроков, компания пошла на радикальный шаг: бренды Jacob’s Creek, Brancott Estate, Campo Viejo и Ysios были проданы австралийскому новому глобальному игроку Vinarchy (Компания Pernod Ricard продала свой винный портфель). Таким образом, Pernod Ricard завершила многолетний цикл оптимизации и теперь делает ставку исключительно на крепкий алкоголь и шампанское, включая Martell, Absolut, Jameson, Mumm и Perrier-Jouët. Ранее ожидалось органическое увеличение продаж на 4–7%, но в свете рыночной волатильности прогноз скорректирован до 3–6%, а на ближайший год — и вовсе до незначительного снижения.
Группа LVMH, крупнейший мировой производитель предметов роскоши, также показала слабые результаты в винном сегменте: реализация алкогольных напитков в первом квартале снизилась на 8%, до 1,305 млрд евро. Основной спад пришелся на Китай, где продажи шампанского и коньяка начали нормализоваться после послековидного бума. Отчет компании фиксирует снижение органических продаж на 3%, при этом в других сегментах (одежда, аксессуары, ювелирные изделия) динамика осталась стабильной или положительной. Учитывая широту портфеля (от Moët & Chandon и Veuve Clicquot до Hennessy), группа смогла компенсировать потери, однако акценты внутри бизнес-направлений смещаются в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью.
Дополнительным фактором давления стали протесты работников шампанских домов LVMH и Pernod Ricard— сотрудники Mumm, Perrier-Jouët и Veuve Clicquot вышли на забастовки в Реймсе в мае 2025 года на фоне разногласий по вопросам заработной платы и трудовой стабильности.
Британская Diageo, крупнейший мировой производитель алкоголя, сократила чистую прибыль в I полугодии 2025 фингода на 12%, а выручку — на 1%. Падение пришлось на ключевые рынки — Северную Америку (−3%), Европу и Латинскую Америку (−2%). Усилия компании сосредоточены на брендах крепкого алкоголя и на программе “Accelerate”, направленной на повышение операционной эффективности. Среди ключевых целей — $500 млн экономии и генерация $3 млрд свободного денежного потока уже в следующем году. Несмотря на общий спад, компания зафиксировала органический рост продаж на 5,9% в первом квартале, что связано в том числе с опережающими отгрузками перед введением новых пошлин в США.
Таким образом, ситуация на международном винном рынке остаётся напряженной. Игроки по-разному реагируют на кризисные сигналы: кто-то полностью уходит из винного сегмента, кто-то переориентируется на премиум, а кто-то пытается удержать позиции за счет оптимизации издержек.
Выход из кризиса компании видят и в смене управленческих подходов. Два бренда коньяка из топ-5 (Martell и Moet Hennessy) уже сменили менеджмент.
Канал WineRetail подписаться
По теме:
Россия и Мир. Что случилось на глобальном винном рынке в 2024 году
OIV: Россия в 2024 году стала третьей в мире по темпам роста производства вина
Россия увеличила поставки вина в Китай до максимума с лета 2022 года
Вино: текущие и будущие тренды потребления
Оптимизация винного бизнеса: стратегии для будущего индустрии
WR: Динамика потребления вина в ТОП-10 стран мира
Крепкий алкоголь обгонит по темпам роста продаж вино и пиво
Производство вина в Европе упало до минимума за шесть лет
FEVS: экспорт вин Франции в 2024 году сократился на 4%
Китайское вино: новые возможности и геополитические сложности