WR_история Российская Империя виноторговля крепленые вина импорт вина кагор мадера херес портвейн Голицын СССР

История Виноторговли. «те же самые вина, привозимые сюда хотя прямо из Испании и Португалии»

Впервые крепленые вина могли попасть в Россию ещё середине XVII века с английскими и голландскими купцами. В первую очередь, красное, которое подходило для Евхаристии. Из 1000 бочек вина, приходившего на голландских кораблях  в Архангельск тот период, 900 были с красным вином. В том числе, крепленым.

В таможенных тарифах «Кагор» встречается с 1757 года. В 1775 году «кагоры» ценятся достаточно высоко и облагаются той же ставкой пошлин, что и бордосские Лафит и Марго – 15 рублей с бочонка.
 
На крепленые вина из Португалии, торговля с которой начала развиваться ещё при Петре Первом, а также из Испании были введены меры контроля подлинности. Если «малага», «мадера» и «сек-мадера» привозились на испанских и португальских кораблях прямо из страны производства, требовался аттестат тамошнего русского консула, подтверждавший порт отправки. В этом случае пошлина составляла 4 рубля 50 копеек за бочонок. Если

  те же самые вина, привозимые сюда хотя прямо из Испании и Португалии,

приезжали на кораблях других наций, пошлина бралась впятеро – 22 рубля 50 копеек. Дабы устранить посредников – голландцев и англичан из товарооборота. Такое вот стимулирование «прямого импорта» своего времени.

В XIX веке крепкие сладкие вина  из Португалии и Испании, поставляемые виноторговыеми фирмами  Елисеевых и Депре, дороги для обывателей, поэтому растет их фальсификация.

В «Ревизоре» Гоголя упоминается

  губернская мадера, которая хоть и неказиста, но слона с ног свалит
 
Производство крепленых вин в России началось в Крыму в 1880-е годы. Этому помогло основание в 1870 году энохимической лаборатории Магарачского казенного заведения при Императорском Никитском саде. Технология «Никитского крепкого» была создана начальником этой лаборатории Александром Саломоном в 1879 году. Оно считается первым крымским крепленым.
 
В 1889 году Анастасом Сербуленко, виноделом Магарача создаётся «Крепкое из мадерных лоз». В XX веке технология «русской  мадеры» улучшается Ярославом Вадарским, виноделом Удельного ведомства.

Первое церковное вино, знакомого нам сейчас типа «кагора», было приготовлено виноделами Сергеем Охременко и Александром Келлером в начале XX века. Дольше всего русским виноделом пришлось биться над секретом «хересного флёра». Крупные промышленные партии советского хереса появились уже в послевоенные годы – во второй половине 1940-х.
 
Острыми вопросами тех времён были наименования вин и тип алкоголя для крепления. Непримиримым сторонником классических методов выступал Лев Голицын:
 
  Мое мнение, что спиртование алкоголем виноградным дает букет и прекрасные вкусовые результаты при созревании вина, а хлебным — делает вино всегда более низкого качества; это мое мнение на основании 20-летнего опыта
 
Между тем, вопрос выбора спирта для крепленых вин, зачастую диктовался экономикой, доступностью сырья и технологичностью его производства. Так, в послефиллоксерное время, на Мадейре использовался русский хлебный спирт.

В советские времена важной точкой развития производства выдержанных крепленых вин стал 1936 год, когда под руководством Наркомата пищевой промышленности было создано несколько объединений - Массандра в Крыму, Абрау-Дюрсо на Кавказе и Тифлисский погреб в Закавказье. Советская власть масштабирует наследие Удельного ведомства.

Маргинализация «портвейна» происходит уже в 1960-е годы, когда технологии отрасли не поспевают за ростом советского виноградника. В условия недостатка нейтральных емкостей и холода для огромных объемов переработки, крепление - главный способ сохранить вино.

Тем не менее, во всех республиках СССР производится в больших  объемах и марочное крепленое вино. Развивается выпуск хереса (Крым, Армения, Молдавия), кюрдамирская технология крепления (Южная Ночь, Черный доктор).

Полная Аудио-версия этого материала #ИсторияВиноторговли в подкасте «Страна вина» здесь

Автор: Александр Ставцев

Рубрикатор: