виноделие Бердяев Кубань фермерское виноделие лицензия

Вадим Бердяев: от гаражного виноделия к лицензионному производству

Гаражный винодел Вадим Бердяев рассказал сайту «Деловая газета.Юг», дорого ли заниматься виноделием на Кубани, и что малым виноделам дает лицензия

Вадим Бердяев, архитектор по профессии, переехал с семьей в Анапу в 2008 году. В этот период он начал заниматься виноделием, которое со временем стало его основной сферой деятельности. Вместе с супругой они приобрели участок земли под виноградник и оборудовали винодельню, в летний период устраивают экскурсии. Сегодня Вадим Бердяев - один из немногих гаражных виноделов, получивших официальную лицензию. В чем сложности лицензирования, выгодно ли это малым фермерам, и какие перспективы у отрасли виноделия, Вадим Бердяев рассказал сайту «Деловая газета.Юг».

- С чего вы начинали?

- Первое вино сделал в 2008 году, когда переехал жить в Анапу. Вино было из винограда со своей беседки «изабелла». Тогда казалось, что это очень вкусно. Со временем поменялся взгляд на вино, теперь это не домашняя заготовка, а увлечение, которое переросло в образ жизни.

- Кто были первые покупатели?

- Первые покупатели – это знакомые, друзья, товарищи, те, кому вино нравится и у кого есть желание пить натуральное, без лишней обработки. Благодаря этим людям мы поверили в себя, в свои способности и окунулись в виноделие с головой.

- Сколько инвестиций потребовалось для создания оборудованной винодельни и виноградника?

- По винограднику примерно 1,5 млн рублей вложений до начала плодоношения 1 гектара. У нас в собственности пока 1 гектар. А вот с винодельней мы подсчеты не вели, все строится и приобретается постепенно. Ежегодно происходит пополнение емкостного парка, автоматизация уже имеющегося оборудования, очень много делаем своими руками. Сложно ответить, но занятие это самое не дешевое.

- На данный момент используете только свой виноград или приходится прибегать к аренде?

- Сейчас мы используем виноград с собственного виноградника 1 га, сорта «каберне совиньон» и «каберне фран» примерно пополам. И у нас в аренде 0,5 га «рислинга» и 0,5 га «шардоне». Весь этот виноград выращен в «Винной деревне», долина реки Шкуратка (между станицей Гостагаевская и селом Юровка).

- Вы самостоятельно занимаетесь всеми этапами производства и реализации вина?

- Да, все этапы от выращивания винограда до наклейки этикетки и продажи – это все мы. Конечно, есть определенные виды работы, куда мы привлекаем пару человек и очень ценим их труд, но основной цикл работ мы выполняем сами.

фото с сайта vinodelrf.ru

- В какой период решили лицензировать домашнее производство?

- Собственно, серьезно решил поменять вид деятельности, когда вино признали «сельскохозяйственным продуктом». На тот момент казалось, что теперь все это и так легально. Тем более, что нас всячески поддерживала местная администрация, чувствовали мы себя вполне комфортно. Но законы РФ более мудреные, чем нам бы хотелось. В конце 2018 года в отношении малых виноделов начали «закручивать гайки». Это сразу дало нам понять, что пора менять статус – лицензироваться. Для нас это, конечно, невыгодно – слишком много затрат на содержание и обслуживание ЕГАИС (автоматизированная система госконтроля над объемом производства алкоголя – прим.ред.) и другие условности. Но назад дороги нет.

- Сколько времени заняло оформление документов? С какими сложностями столкнулись при получении лицензии?

- У нас на получение лицензии ушло примерно полгода. Основная сложность была связана с оформлением недвижимости, по времени нас задержало именно этот процесс. Все остальное мы делали параллельно и не спеша.

- Наложила ли лицензия отпечаток на процесс производства, содержание вин, стоимости одной бутылки?

- Да, конечно, отпечаток есть: теперь мы тратим много времени на оформление разного рода деклараций, заявок и отчетов. Для этого нужны новые знания и время, так как зачастую приходится ждать обратную связь от контролирующих органов. В результате мы меньше времени уделяем нашему основному процессу – виноделию. Но надеемся, что у нас получится все организовывать правильно. На конечной стоимости бутылки тоже появится «отпечаток лицензии», но пока мы его не определили.

- Какую выгоду домашним виноделам приносит лицензия? Или же она только накладывает еще больше обязательств и ограничений?

- Скорее, это больше обязательств и ограничений. Для винодела пользы никакой нет. Лицензия - это польза для государства в виде того, что теперь нас хорошо видно, можно посчитать все по бутылкам, но вся эта «польза для государства» за наш счет.

фото с сайта wineholidays.ru

- В каких объемах производите вино сейчас? На какой уровень рассчитываете выйти в дальнейшем?

- На данный момент объем производства составляет 7 тысяч бутылок в год. В будущем планируем повысить до 20-25 тысяч бутылок.

- Какие основные каналы реализации у вас будут теперь?

- Местные рестораны и кафе, винные бутики, преимущественно на побережье. Экскурсионная деятельность также в приоритете, так как нам важна обратная связь. Хотелось бы работать по онлайн-доставкам в регионы, надо только, чтобы закон нам это позволил.

- Планируете ли выход в крупные торговые сети?

- Нет, наши объемы это не подразумевают.

- Патент на экскурсионную деятельность позволил увеличить клиентскую базу?

- Да, конечно. Экскурсионная деятельность значительно расширила круг наших клиентов. Тем более что нам самим нравится общаться с туристами и получать от них заряд позитивных эмоций, который помогает двигаться дальше. Обратная связь очень важна.

- Как часто к вам приезжают на экскурсии?

- Безусловно, в Анапе это сезонная история. Основной поток туристов — это июль-август-сентябрь. Сентябрь – самый насыщенный в этом плане, бывает по несколько групп в день. Экскурсии еще надо совмещать с уже с начавшейся переработкой винограда. Так что для нас это самая «жаркая пора», чему мы очень рады.

фото с сайта wineholidays.ru

- В чем, на ваш взгляд, сложности развития малого виноделия, и какие перспективы наблюдаются у данной отрасли?

- Во-первых, это сложность и дороговизна приобретения в собственность или в аренду земель, пригодных для выращивания винограда. Тем более, что их становится все меньше и меньше. Особо ценные земли, пригодные для выращивания винограда, бездарно теряются, то есть переводятся в индивидуальное жилищное строительство, распродаются, застраиваются. Вновь зарождающиеся виноградники постепенно оттесняются вглубь материка, что сказывается не лучшим образом на качестве сырья. К сожалению, перспектива не столь радужна, как хотелось бы.

Во-вторых, излишний строгий контроль со стороны государства. Контроль выступает тормозом и лишними, большими затратами для малых предприятий. Это отбивает желание у них выходить на правовой путь. Перспектива отрасли – выживут сильнейшие.

Наталья Радчук

Источник

Рубрикатор: