WineRetail НРР Рынок тренды виноторговля Drink Retail Congress аналитика FMCG Федяков INFOLine ритейл сети ВинЛаб Красное и Белое Дикси Регион онлайн

Тренды Wine Retail: Рынок ритейла все больше напоминает салон самолета

ИЦ Wine Retail продолжает серию публикаций по итогам ноябрьского Drink Retail Congress: делимся материалами наших лучших докладчиков. Продолжает серию аналитический доклад Ивана Федякова, генерального директора агентства INFOLine, которое уже 20 лет проводит аналитические исследования рынка и различных его сегментов для крупнейших ритейлеров и поставщиков. Материал посвящен трансформации российского ритейла-2020.

пресс-службы Retail Week

Рассказывая о ситуации в сфере потребительского рынка, я всегда призываю заглянуть в историю, посмотреть, как ситуация развивалась в предыдущие годы. Если взглянуть на динамику розничного товарооборота в нашей стране за последние 15 лет, то мы увидим 2 кризиса, которые мы пережили в 2008 и 2015 годах. Мы их прекрасно помним: тогда падение розничного товарооборота составляло 10% и 15% соответственно. К 1 кварталу 2020 эти показатели стали улучшаться, но в реальности мы к тому моменту даже еще не разменяли максимума 2014 года – с точки зрения показателей розничной торговли. Шел период восстановления, когда произошел локдаун. Мы пережили падение розничного товарооборота до исторического минимума: в апреле было зафиксировано снижение в 30%, в мае – 25%, и восстановление началось только с начала лета.

Хочу отметить, что если в ритейле ситуация была ужасная, то для сегмента общественного питания она оказалась просто катастрофической. Такого состояния никто даже представить себе не мог: большинство заведений было закрыто, и падение доходило в апреле 2020 года до 70%. И к ноябрю оборот в этой сфере еще не восстановился до уровня докризисного периода: он все еще находится на уровне примерно на 20% ниже чем в аналогичный период 2019 года.

Что касается ритейла, то можно обратить внимание, что после летнего восстановления активности, когда отложенный спрос дополнительно положительно влиял на динамику розничной торговли, с осени мы опять уходим в отрицательную область, тренд смотрит вниз. Это приводит к мысли, что худшее еще не позади, что основные вызовы нас еще ждут в перспективе, об этом стоит помнить и исходя из этого планировать свою деятельность.

В периоды пандемии мы строили понедельный график, следя за тем, как развивается драматическая ситуация в ритейле. На графике хорошо видны провалы сферы общественного питания. Ее функции во многом взяли на себя продуктовые магазины, также от этого выиграл сегмент алкоголя. Все категории продемонстрировали положительную динамику в онлайн-продажах, что естественно, потому что физически магазины были закрыты. Аудитория онлайн-торговли в России только за 1 полугодие 2020 года выросла на 40% – до 63 млн чел. Исключение составил только алкосегмент из-за действующих ограничений на дистанционную торговлю.

Говоря о среднесрочных перспективах развития рынка, обратим внимание на ключевой для розничной торговли показатель – реальные доходы населения. Во 2 квартале 2020 года в нашей стране они снизились на 8% – это худший показатель с 1998 года (тогда было порядка 12%). Далее, в 3 квартале 2020 наблюдаем продолжение снижения – минус 5% реальных доходов населения. И дальше даже в более-менее оптимистичных прогнозах Минэкономразвития нам не обещают восстановления реальных доходов населения до докризисного уровня в течение ближайших 3-4 лет. Фактически, с учетом того, что уровень доходов не восстановился даже до относительно благоприятного 2014 года, то добавив еще 4 года вперед, мы получим такое «потерянное» 10-летие: 2014 год нам будет казаться лучшим, а дальше нас ждут очень непростые времена.

Помимо реальных доходов населения на динамику товарооборота также влияет такая квазикатегория как накопления и кредитование населения. Наученное опытом, население особых надежд на правительство не питает и копит средства. Несмотря даже на снижение процентных ставок, вклады в банках РФ на ноябрь 2020 года достигли 33 триллионов рублей – это эквивалент розничного товарооборота за год. То есть у населения есть такая довольно серьёзная подушка безопасности для того, чтобы избегать финансовых проблем.

Если говорить про кредитование, то здесь есть интересное наблюдение. В кризисы 2008 и 2015 года мы видели некий двойной удар для розницы: новые кредиты на покупку товаров перестали выдаваться (или люди перестали их брать), при этом имеющиеся средства люди старались нести в банки, чтобы погасить ранее взятые кредиты. Таким образом в магазинах население оставляло значительно меньше денег. Но вот в 2020 году этого удалось избежать: это заметно на графике. В принципе, на ноябрь 2020 года по потребительскому кредитованию мы сохраняем динамику.

Вышеперечисленные факторы в первую очередь приводят к расслоению людей по уровню доходов. С одной стороны, растет число людей, живущих в режиме выживания за чертой прожиточного минимума (12100 руб.). По нашим оценкам, это сейчас уже около 20%. При этом наиболее обеспеченная часть населения – это 10% – продолжает получать свои доходы. Учитывая, что выезд за границу сейчас ограничен, им и тратить-то эти деньги особенно негде, поэтому они продолжают копить и без того избыточные доходы.

Если мы посмотрим по регионам, то все выглядит очень неравномерно. Есть регионы, где в среднем доход выше среднего по стране. Это не только Москва и Санкт-Петербург – это и Север, и Дальний Восток. Красный пояс на слайд – это южные регионы нашей страны, где средний уровень доходов значительно ниже. Нужно сказать, что по регионам по многим показателям ситуация отличается не в проценты, а в разы, иногда даже в десятки раз – по уровню доходов, по уровню безработицы. За этим очень важно следить.  

В заключение макроэкономической части выступления хочу привести такую аллегорию. Итак, с одной стороны, 87% населения живет исключительно на доходы от зарплат и соцвыплат и соцвыплаты, при этом 8% населения имеет доход от бизнеса или ренты. 65% не имеют накоплений и живут от зарплаты до зарплаты. Больше половины имеют кредитные обязательства перед банками, и только 1% кредитов – на бизнес. При этом сейчас 7 млн частных инвесторов на московской межбанковской бирже, и только за 2020 год количество инвестиционных индивидуальных счетов удвоилось несмотря на кризис – до 3 млн чел. 13% населения пользуются платными онлайн-кинотеатрами, при этом десятки миллионов россиян пользуются сервисами сравнения цен в магазинах, сервисами по поиску скидок, которые позволяют сэкономить. И вот все это в совокупности напоминает ситуацию, которую мы видим обычно в самолете: в бизнес-классе сидят самые обеспеченные представители населения, а все остальное – эконом. Почему-то авиакомпании не считают нужным предлагать нам места среднего класса на борту самолёта. Вот что-то подобное сегодня происходит и в ритейле: население делится между эконом и бизнес-классом, а среднего класса у нас, к сожалению, почти не остается.

Переходя к теме FMCG-торговли посмотрим на динамику рынка. В различных форматах продаж мы видим различную ситуацию. Мы уже несколько лет говорили о трудностях формата гипермаркет: с 2018 года регистрировали стагнацию этого канала, в 2019 пошло снижение продаж, ну а в 2020 по гипермаркетам был нанесен мощнейший удар. В некоторых случаях в этих магазинах трафик падал на 50% и более – несмотря на то, что они не были подвержены ограничениям. Население в 2020 году действительно не хотело посещать крупноформатные магазины, боясь лишних контактов, и эта тенденция сохраняется. При этом магазины шаговой доступности в этой ситуации выигрывают, и у них трафик растет.

В целом после провала во 2 квартале 2020 года все-таки мы видим достаточно динамичное восстановление, ну и по итогам года ожидаем – по крайней мере в рублях – роста в сегменте FMCG.

Обратите внимание на динамику показателей лидеров рынка FMCG по итогам первого кризисного полугодия. Мы видим, что большинство компаний, входящих в топ-10, демонстрируют двузначные темпы роста, то есть очень неплохо прирастают. Это говорит о том, что лидеры существенно обгоняют рынок, продолжают процесс его консолидации, вытесняя менее эффективных игроков, которыми чаще всего оказываются региональные мелкие сети. Но и в самой десятке происходит консолидация. Крупнейшая сделка конца 2019 года – объединение ТС «Дикси» и «КиБ». Эта объединенная компания благодаря своим результатам выходит на 3 место в российской FMCG-рознице и продолжает неплохими темпами развиваться дальше.

Интересный момент.  Мы всегда подчеркивали, что показатели эффективности у крупных компаний оставляли желать лучшего. Вы видите, что ключевой для розницы, на наш взгляд, показатель like for like, очищенный от экстенсивного роста развития, открытия новых магазинов, у большинства лидеров был на нулевом уровне, а у многих в отрицательной зоне, по крайней мере до начала 2020 года. И вот, казалось бы, кризис, в стране все плохо, а компании начинают демонстрировать одни из лучших показателей по like for like в 1м квартале 2020 года и далее во 2м квартале. И именно эти компании во многом стали бенефициарами той кризисной ситуации, которая произошла в нашей стране. Население действительно стало выбирать магазины, которые им хорошо знакомы. При этом люди стали меньше посещать магазины в целом – трафик уменьшился, но увеличился средний чек, потому что за одну покупку потребитель старался приобрести как можно больше товаров. Поэтому выиграли крупные сети – плюс ко всему, у них был ассортимент, необходимый объем товаров и комфортные для потребителя цены.  

Если говорить о специализированной алкогольной рознице, то здесь ситуация не столь радужная. Да, компании демонстрируют положительную динамику, но это во многом по сравнению с 1 полугодием 2019 года. В первом полугодии 2020 года многие магазины попали под ограничения, потому что находились на территории торговых центров и не могли продолжать работу – это был серьезный удар. Например, сеть «Винлаб», которую до этого мы отмечали как одну из самых быстрорастущих, на начало года насчитывала порядка 620 магазинов, а к ноябрю это количество сократилось до 600.  Началась некая ротация магазинов, перестройка бизнеса. Это объективно, потому что ранее у многих компаний была стратегия на открытие точек в торговых центрах – именно там был основной трафик и платежеспособный клиент, по крайней мере, для рядя проектов. Но сейчас ситуация с ТЦ все еще очень непростая, перспективы неясны, поэтому приходится пересматривать свои планы на будущее.

Новости по теме:

Тренды Wine Retail: Продажи алкоголя растут, несмотря на сокращение торговых точек

NielsenIQ: В России выросли продажи алкоголя

Продажи игристых и тихих вин в России почти догнали водку

Роскачество: Винные прогнозы на 2021 год

Эксперты назвали самые популярные товары в алкомаркетах в 2020 году

Алкоголь ушел на удалёнку. Пандемия в Петербурге поддержала алкомаркеты и винные бутики

«Россия уже больше винная страна». Председатель правления Beluga Group Александр Мечетин о кризисе, виноделии и скидках

Продажи сети «ВинЛаб» увеличились на 49,9%

Грабар (Ladoga): «Мы оцениваем интегрированность винной культуры в каждом конкретном регионе»

LADOGA WINE – новое имя сети винотек «Монополь»

Шампанского, но не всем: «О’Кей» сделал упор на вина премиум–класса

«Шоколадница» проводит недели российских вин и меню от шефа

«Ароматный мир» завершил 2020 год открытием 555 магазина

Алкогольный ретейл: время для экспансии

Петербургская сеть алкомаркетов открывает 21 новый магазин

«Альта Вина»: «Спешить с легализацией дистанционной торговли алкоголем не стоит»

Рубрикатор: