WR: Место вина
Розничные продажи вина и игристого вина в общей структуре потребления разных типов (в тыс. дал, без водки) алкоголя 47% и 23%, соответственно. Такие данные, за 2023 год приводит в своей аналитике Luding Group. В расчет намеренно не взята водка (её выпивают втрое больше, чем игристого) и пиво, которое со своими 7 с лишним млрд литров перекрывает на порядок все винное потребление вместе взятое.
Интересна динамика год к году на фоне других категорий. Вино выросло на 5,8% в объемном выражении. Ближайшие категории-конкуренты (просто добавь столовой воды): Аперитивы +14,3%, Вермуты +22,3%, Ликеры +15,6%. База ниже, темпы выше. На фоне потребительского оптимизма.
Принято считать, что главный конкурент вина - это другое вино. Такое уже было в мировой истории рынка. Главный конкурент любого алкогольного напитка - это напиток из другого типа сырья. Правило, многократно проверенное мировым рынком. Можно вспомнить фиаско мировых продаж коньяка 2000-х и уход покупателей в виски. На возврат позиций потребовалось полтора десятилетия и очень большие ресурсы.
Какой из этого вывод, в части российского вина. Свое мнение для WineRetail высказал Эрнест Хачатурян, председатель совета директоров Luding Group:
Основная проблематика не в импортной продукции, а в переходе потребителя в другие категории, которые предпочитает бОльшая доля потребителей нашей страны.
Государственные меры поддержки, безусловно, имеют положительный эффект. Необходимо принятие дополнительных мер с целью развития кадров для отрасли, создание своей материально-технической базы, комплектующих/вспомогательных элементов для винодельческого процесса.
Не нужно бежать марафонскую дистанцию спринтом, важно стабильно, шаг за шагом разрабатывать и реализовывать меры поддержки для того чтобы сохранить потребителя.
Как именно будет выглядеть ситуация в области потребления разных категорий алкоголя покажет итог 2024 года, но кое-какие выводы сделаем уже в июле - по итогам полугодия.