WR: О динамике снижения продаж тихих вин
По итогам 1 квартала 2025 года розничные продажи тихого вина снизились на 2,6 млн. литров, примерно 2%, на самом деле в годовом исчислении это мизерные значения примерно 0,05% рынка, но интересно другое - такая картина сложилась впервые с 2017 года. (WR: Первый отрицательный. Результаты продаж за первый квартал 2025)
Второй важный момент, на который нужно обратить внимание – территориальное распределение продаж внутри страны. Одна из самых популярных версий по поводу падения реализации – не соответствие роста цен и доходов населения, но в том-то и дело, что в целом ряде небольших регионов с не самыми высокими доходами - продажи в литрах росли, а падали они – напротив – там, где денег у покупателей больше всего.
Понятно, что чем больше плотность населения, тем больше потребляется всего вообще и вина в частности. Например, в Москве, снижение квартала к кварталу составило примерно 6% (втрое превышая средний показатель по рынку), примерно 950 млн. литров за квартал. А в целом три региона внесли основной вклад в снижение по 1 кварталу: Москва и область, Санкт-Петербург и Краснодарский край, немного добавило от себя Приморье.
Надо отметить, что снижение продаж тихого вина в двух столицах возникло не в первом квартале. Постепенное «остывание» двух крупнейших региональных рынков страны мы отмечаем примерно с июня прошлого года. Сейчас этот процесс ускорился и стал более заметным, поскольку повлиял на общие рыночные показатели розницы.
Что ещё отличает три этих региона в отношении винного рынка, кроме доходов покупателей? И в столицах, и тем более на Кубани самый широкий ассортимент российских вин на полках. Не секрет, что многие вина, которыми занимаются крупные дистрибьюторы, проще найти на столичных полках, чем в регионе производства, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. Так что, идея о том, что покупателям не хватило российского вина, которое сейчас по ряду позиций привлекательней по цене, чем импорт, тоже не очень проходная.
Основная на наш взгляд причина – корректировка массового импортного тихого вина по ширине и глубине ассортимента в сторону снижения, а наиболее этот процесс становиться заметным как раз там, где существует максимальная концентрация розничных сетей и покупателей вина.
При этом корректировка импортного ассортимента сильно отложилась во времени, то есть этот процесс будет ещё точно происходить весь текущий год.
Российским производителям включиться бы в процесс формированием соответствующих предложений для рынка, но у них есть свои текущие ограничения: структура и объём сырьевых возможностей.
Примером таких ограничений можно привести следующее: рынок привык к Pinot Grigio. Девушки в России этот сорт очень ценят (потребление порядка 20 млн литров в год), а сейчас им стало гораздо скучнее выбирать из подорожавшей Италии и малоизвестных SKU других сортов.
Чтобы развеять эту скуку, импорт устремился за PG из Италии в Южную Африку, а не на юг России и если бы у российских производителей вместо Ркацители был в нужных количествах Пино Гри, то можно было бы включиться в борьбу за покупателя Pinot Grigio.
Будь у рынка дополнительно хотя бы 10 млн литров вина из этого сорта в том качестве, которое демонстрирует, например, «Кубань-Вино», этот сегмент остался бы за российским виноделом. Возможно, и падения тогда бы не было, а был бы рост.
Канал WineRetail подписаться
По теме:
WR: Точки и праздники. Факторы падения продаж вина в I квартале
Как изменилась структура российского рынка тихих и игристых вин с 2021 года
WR: Пик вина. Результаты производства за первый квартал 2025
WR: С 1 апреля винный ритейл вошел в протяженный промо-период
WR: Динамика продаж вина в розничной торговле – 2024
WR: Розничные продажи вина 2023-2024, январь-октябрь помесячно