WR_история виноторговля Российская Империя виноделие Сухой закон водка

История Виноторговли. «…натуральное виноградное вино нигде в мире не признается напитком, способствующим алкоголизму населения»

Удивительно, насколько злободневно звучит аргументация деловых кругов в переписке с чиновниками столетней и более давности, относительно регулирования виноградного вина и его продажи.

Император Николай II, Императрица Александра Феодоровна и другие члены семьи Дома Романовых на пикнике. 1912 - 1916

Приведенный ниже текст (с небольшими поправками в терминах), вполне мог быть написан и в 2020, и в 2023 году по самым разным поводам, связанным с торговлей вином.

Означенное разрешение мотивируется следующими соображениями:

  натуральное виноградное вино нигде в мире не признается напитком, способствующим алкоголизму населения;

  вследствие введенного закона о виноградном вине в России исключается всякая возможность фальсификации такового;

  обложение с 30 ноября с.г. виноградных вин акцизной бандеролью поставило расходование вин под строгий контроль акцизного ведомства и значительно удорожило продукт, сделав его недоступным массе населения;

  дальнейшее запрещение продажи вина крайне тягостно отражается на винодельческих местностях России, т.е. на всем юге;

  крепость виноградных вин ограничена правительством.
 
На основании вышеизложенного Московская пищевых продуктов и винная биржа высказывает надежду, что Московская городская дума разрешит настоящее ходатайство в благоприятном смысле.
 
На самом деле, этот текст датирован 8 декабря 1915 года и связан с Сухим законом, введшим полный запрет на продажу всех видов спиртного.
 
Сам Императорский указ о запрете продажи спиртного стал продолжением «борьбы за народную трезвость», инициированной ещё в 1913 году публицистом князем Мещерским при поддержке Григория Распутина и министра внутренних дел Маклакова. Со своей стороны, министр финансов Петр Барк настаивал на иных мерах ограничения продаж алкоголя, включая повышение стоимости водки до 12 рублей 80 копеек за ведро (с 27 июля 1914 года).

При этой ставке монопольных розничных продаж доходы от водочной и винной торговли должны были составить в 1914 году 26,2% налоговых сборов казны - 936 млн. от 3,57 млрд. рублей (по материалам Российского исторического общества).

Не будем обсуждать здесь последствия этого решения в период Первой Мировой войны. Спектр его оценок крайне широк. Приведём только факты, относящиеся к виноделию. Оно, традиционно, попало в жернова между лобби финансистов и борцов за трезвость.  
 
В 1913 году число виноделен на юге Империи составляло 3 791, объём производства составлял 1 318 200 ведер в пересчёте на условные статистические 40%.
 
Бум виноделия был призван отрегулировать «Закон Российской Империи о виноградном вине», подписанный в Ливадии 24 апреля 1914 года.

А уже в октябре того же года за продажу бутылки вина в Москве можно было получить до трех лет тюрьмы.

К 1916 году количество виноделен сократилось до 863 - в 4,5 раза, а вина было произведено  лишь 218 000 вёдер - в 6 раз меньше (Статистический сборник за 1913-1917 гг.).

Принятие Николаем II Сухого закона первоначально было объявлено временной мерой, тем не менее она продолжала работать и после 1917 года. Запрет на продажу алкоголя действовал до 26 августа 1925 года и был отменен постановлением ЦИК СССР.

Рубрикатор: