WR_история импортное вино виноторговля Русь виноделие виноградник виноград

История Виноторговли. «...кто дерзнет кроме самого виноградного вина»

День 4 ноября впервые праздновался в 1613 году, по указу царя Михаила Фёдоровича, как годовщина изгнания интервентов из Кремля.

Царский пир в грановитой палате Московского Кремля. миниатюра. 1673 г.

1613 год также отмечен в истории, как официальный старт российского виноделия с государственной поддержкой. Ещё по одному царскому указу того же периода в Астрахани был заложен первый виноградник.

Стоит посмотреть на обе эти даты во взаимосвязи. Что такое 1613 год? Михаила Романова 3 марта избирает на царство Земский собор. Новому царю 16 лет, идёт война с Польшей и Швецией, ещё не окончена Смута. На молодого царя в Костроме только что совершено покушение, от которого его спас деревенский староста Иван Сусанин. Править в целях безопасности приходится из Ипатьевского монастыря.

И вдруг виноградники. Других дел разве нет? Отечество в опасности.

Основное потребление вина на Руси было связано не с пирами (где оно бывало только у самого высшего сословия), а с таинствами церкви.

После падения в середине XV века Византийской империи, основным поставщиком вина для Московского царства становятся «страны латинские» - католическая Европа. В правление Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, с 1589 года проблема вина для Евхаристии обсуждается на церковных собраниях патриарха Иова. Речь идёт об эмбарго европейского вина для Московского царства по идеологическим соображениями, а то вино, которое всё же попадало в Москву вызывало сомнения в его «чистоте». В качестве меры импортозамещения разрешено использовать в литургии вино из вишен, производимое «в благочестивых домах». В дальнейшем для нужд церкви также использовали изюм и смородину.

К 1613 году проблема церковного вина с пресечением из-за военных действий торговых путей через Польшу и Прибалтику стала ещё более острой, а попытка её решения была фактически одним из первых законодательных актов первого Романова. Можно предположить, что это было сделано под влиянием матери и соправительницы царя инокини Марфы.

20 лет спустя после царского указа, в 1634 году голштинский дипломат и географ Адам Олеарий, посетивший Астрахань по дороге в Персию, отмечает, что в Москву оттуда ежегодно поставляется 50-60 пип (больших бочек вина). А виноградники («которых там никогда раньше не было) в Астрахани, вслед за царским указом начали возделывать горожане, получавшие со своих участков  доход «до 100 талеров в год». К тому моменту и виноградарство, и потребление астраханского вина приобрело и светский характер. Вино появляется не только на царских пирах,  его продают, как пишет Олеарий, «по стране воеводам и боярам».

Отметим, что первый виноградник в Астрахани был заложен саженцами, завезёнными купцами из Персии. Первым виноградарем был монах, родом австриец, «взятый в плен ещё в юности, крещёный и поставленный на хозяйство монастыря». К моменту приезда Олеария, астраханскими виноградниками управлял специально нанятый садовник Иаков Ботман из Готторпа. Своих специалистов и местные сорта винограда с Терека начали изыскивать и выращивать в Астрахани уже во времена царя Алексея Михайловича.

Что касается не виноградного «вина», к концу XVII века с ним была развёрнута настоящая война. Поводом стали обвинения, звучавшие в адрес православной церкви со стороны католиков в еретическом трактовании таинств Евхаристии и нечистоте веществ для причастия.

В церковном «Воумлении» (Известии Учительном) 1699 года содержатся первые в истории России технические требования к составу вина:  «Вином же не суть и быти не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сиесть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя. Аще же кто дерзнет кроме самого виноградного вина на иных видах и соках, никакоже Таинство совершит, но согрешит иерей тяжко смертно».

Также в служебнике впервые говорится о требованиях к органолептике. Вино должно «иметь свойственный вкус и запах», недопустимо уксусное скисание вина.

Рубрикатор: