WR_история виноторговля Российская Империя Франция госпошлина виноделие импортное вино Голицын российское вино Мосолов

История Виноторговли. «…сделалось признаком просто снобизма»

Экономическая история России XIX века и её часть, посвященная виноторговле - увлекательнейшее чтение. Одна тарифная политика по ввозу и сборам с продажи вина потянет на целый остросюжетный сериал. Некоторые меры, по нынешним временам вообще невообразимы. Например, решение Правительства при Александре II снизить в 1868 году пошлины на импорт вина из-за упадка во Франции и других странах производства вина

Михаил Зичи. Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I, 1873 год.

  в связи болезнью виноградных лоз (примечание WR: эпидемией филлоксеры), развитием виноделия в Бессарабии, Крыму и на Кавказе, а также фабрикацией виноторговцами Москвы и Нижнего Новгорода под иностранные сорта с помощью дешевого русского вина, а также кизлярской водки и спирта.

Круто изменилась политика государства при Александре III. Причем, монарх подошел к вопросу с другой стороны, взявшись крепкой рукой за потребление. Главным носителем русской винной культуры в ту пору была русская аристократия, занимавшая второе после Британского двора место в мире по потреблению порто и шампанского. Ей-то и предстояло стать главным экономическим стимулом виноделия.

Вот, что пишет по этому поводу в мемуарах «При дворе последнего императора» начальник дворцовой канцелярии генерал-лейтенант Александр Мосолов:

  При Александре II все подаваемые вина были иностранного происхождения. Александр III создал для русского виноделия новую эпоху: он приказал подавать иностранные вина только в тех случаях, когда на обед были приглашены иностранные монархи или дипломаты. Иначе надо было довольствоваться винами русскими.

  Полковые собрания последовали примеру, данному свыше. Я помню, что многие офицеры находили неуместным винный национализм: вместо собраний они стали обедать в ресторанах, не обязанных считаться с волей монарха.

  Признаюсь, что в те времена надо было иметь много национального мужества, чтобы довольствоваться крымской кислятиной. Но это продолжалось недолго. Под искусным руководством князя Кочубея уделы быстро довели свои вина до высокой степени совершенства. Весьма скоро потребление иностранных вин сделалось признаком просто снобизма

Далее Мосолов очень живо описывает приглашение Александром III князя Льва Голицына на должность главного винодела Удельного ведомства, учреждение в имении князя «Новый мир» Винодельческой академии при Николае II.

Очевидно, с решения о подаче российских вин при дворе Александра III (в котором патриотизм сочетался с присущей государю экономией на расходах своего Двора) и началась мода на российское вино 1880-х годов, которая упоминается в прошлой публикации нашей серии

Рубрикатор: