История Виноторговли. «…сбыт всего этого вина есть большое для нас облегчение»
XIX век стал эпохой бурного роста виноделия и виноторговли в Российской Империи.
Частичным решением проблемы доставки вина стала Лозово-Севастопольская ветка железной дороги. Участие в её строительстве приняли крупнейшие виноторговцы той эпохи, вложившись в акции дороги. Концессионером строительства стал железнодорожный магнат и виноторговец Петр Иванович Губонин.
После запуска ветки в 1875 году, торговыми домами Таюрского, Христофорова и другими было начат правильный сбыт для южнобережных вин.
И даже тогда, сбыт вина малых южнобережных имений не был простым делом.
Из Фороса, Симеиза или Артека нужно было доставить вино до порта в Ялте. Тару - бочонок и доставку оплачивал покупатель (примерно 10% от стоимости груза).
Вино в бутылках можно было отправить только в багаже попутчика - пассажирским поездом.
Транспортные (они же страховые) компании отправляли вино исключительно товарными поездами в бочонках. Компания "Надежда" везла вино из Ялты сначала пароходом, а затем по железной дороге.
По доставке были достаточно жесткие временные ограничения:
перевозка вина невозможна в зимнее время; лучшая же пора - весной, в начале лета и осенью
Осенью 1883 г. Член Государственного совета Александр Васильевич Головнин, получив от своего друга из его крымского имения бочонок вина,
отправил виноторговцу Раулю квитанцию "Надежды", деньги на оплату вина и письмо с просьбой получить бочонок с вином по накладной, наклеить на бутылки ярлыки, "уложить вино в корзины по 25 бутылок и прислать ему в середине декабря 1883 г.
В результате Головнин получил от Рауля 72 бутылки с изящными на них надписями и остался вполне доволен сотрудничестовом, охарактеризовав его, как «лучшего местного погребщика».
Интересное описание взаимоотношений крымского малого виноделия со столичными виноторговцами можно найти в переписке военного министра в отставке фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина, производившего вино в своем имении в Симеизе. Винодельня небольшая, за 12 лет произвела 10 614 ведер (чуть больше 11 тыс литров в год) «Вин графини Милютиной» (виноделие курировала супруга отставного министра). В числе прочих выпускались Красное №1 из лоз кахетинских (саперави) по 10 руб. ведро.
До мая 1883 г. для четы Милютиных основным покупателем выступал Ди-Пиетро, "виноторговец, у которого главный магазин на Михайловской площади".
Отношения прервались после того, как друг Милютина, спросив в магазине вина удачного 1883 года, заранее отправленное торговцу, обнаружил там только вино другого урожая, отправленное для Всероссийской художественно-промышленной выставки (как бы сейчас сказали «свободный продукт»).
Новый виноторговец - фирма братьев Шталь (магазин на Малой Морской) оказался не лучше Ди-Пиетро. Он был заподозрен в смешении вина Милютиных с другим вином, и при продаже не указывал «чьи это вина и откуда они».
Милютин с досадой пишет:
Мне было бы даже невыгодно и неприятно, если б мое имя, или название моего имения, было выставляемо на какой-нибудь смеси.
Самой удачной сделкой был выкуп крупнейшим виноторговцем того времени - Удельным ведомством, приобретшим урожай 1896 года - 1512 ведер молодого вина.
Никогда еще не бывало такого изобилия; сбыт всего этого вина есть большое для нас облегчение в нашем хромающем хозяйстве.
Итогом же виноторговых усилий графа Милютина стало такое сообщение одному из близких друзей и прямых покупателей вина:
Жена моя в восторге от Ваших похвал, и уже так возгордилась насчет своего винодельного хозяйства, что прекратила вовсе продажу вин гуртом, большими партиями винным торговцам, или правильнее, винным фабрикантам.
За 12 лет винодельня вышла на операционную прибыль.
С учетом расходов на обработку виноградников, оплату труда сезонных рабочих на виноградниках и в погребе, жалованья виноделу-управляющему, чистый доход составлял около 2 тысяч рублей в год (пенсия Милютина была 18 тыс руб в год).
По материалам журнала Родина, (осн. в 1879 году)