WR_история виноторговля Российская Империя Кеппен акциз российское вино

История Виноторговли. «…погребов, продающих исключительно русские виноградные вина на вынос и распивочно»

4 июля 1861 года, три месяца спустя после подписания Манифеста об отмене крепостного права, Александром II был подписан ещё один, по-своему, не менее революционный документ. Высочайше утвержденное Положение «О питейном сборе» оказало огромное влияние на оборот алкоголя в Российской Империи, и в том числе на продажу виноградного вина.

До реформы поступления от продажи «питей» в казну обеспечивались системой «откупов». При таком подходе частное лицо – купец, дворянин и даже человек простого звания мог стать доверенным лицом государства, уплатив определенную сумму за право торговли спиртными напитками на определенной территории. Практика эта начала вводиться ещё в конце XVI века Борисом Годуновым, совершенствовалась в правление Алексея Михайловича, а при Петре Первом откупной сбор с «питей» превышал уже 1 миллион рублей – колоссальная сумма для того времени, составлявшая примерно 20% всех доходов казны. Реформа Екатерины Второй ещё больше упрочила позиции откупщиков.

Только с 1778 по 1799 го откупной сбор вырос почти на 10 млн рублей, составив порядка 17 млн рублей. В доходе государства эти сборы при Николае I составляли уже 46%.

Всего откупных территорий в Российской Империи XIX века было 216. На всю территорию Сибири было три откупа, двумя из которых управляла семья Мамонтовых. За самые дорогие столичные территории них крупнейший откупщик своего времени Дмитрий Бернадаки платил ежегодно в казну до 19 млн рублей. Совокупная чистая прибыль российских откупщиков достигала астрономической суммы в 250 млн рублей ассигнациями. Забегая вперед, можно сказать, что эти капиталы после отмены системы откупов были направлены на развитие российской биржевой торговли, строительство железных дорог. Крупные виноторговцы Кокорев, Губонин, Мамонтов стали банкирами и нефтепромышленниками.

Накопление этих огромных состояний происходило так. Получив право торговли на территорию, откупщик приобретал хлебное вино у производителей по 85 копеек за ведро. Государством устанавливалась цена продажи в 3 рубля. Наценка в 2 рубля 15 копеек уплачивалась в казну авансом. Откупщик, продавая водку, компенсировал свои расходы, а по достижении определенной квоты продаж, мог реализовывать на вверенной территории спиртное и по более высокой цене. Такая система стимулировала продавать больше, закупая дешевле. Для защиты интересов на определенной территории и борьбы с «корчемством» - нелегальным сбытом алкоголя, откупщики имели право содержать Корчемную стражу. Это силовое подразделение, в том числе, контролировало, чтобы на территорию откупа не завозился дешевый алкоголь из соседних регионов Обратной стороной роста доходов государства было падение качества крепкого алкоголя, стимулирование его потребления, а также случаи недоплаты откупных сборов в казну и произвола корчемной стражи. Про кабаки тех времён и откупную систему написаны горы литературы. Не будем сейчас останавливаться на всех социальных последствиях такой системы налогообложения. Отметим лишь её влияние на оборот виноградного вина.

О «стеснении торговли русскими винами привилегиями, даруемыми откупщикам» в 1832 году пишет Петр Кеппен. Введение откупной системы в области Войска Донского с 2 июня 1846 г. крайне пагубно сказалось на производстве казачьего вина – оборот буквально за два года упал вдвое – с 600 до менее 300 тыс. рублей.

Питейный устав 1861 года отменил откупную систему, введя «вольную продажу питей» под контролем Акцизного Управления Министерства финансов (фактически, прообраз нынешнего Росалкоголя, 4 июля можно будет поздравить знакомого инспектора с 163-летием Службы). Для винокуренных заводов и производителей разного рода напитков на основе спирта были введены акцизы. С виноградных вин акциз не взымался вовсе. Также Положением были установлены патенты на продажу питей заведениями разных «форматов»: на вынос (офф-трейд) и распивочно (он-трейд).

В том числе, в новом законодательстве вводилось понятие «погребов, продающих исключительно русские виноградные вина на вынос и распивочно». Для таких заведений вводились особые правила. Нельзя было торговать никакими другими напитками, кроме виноградного вина российского производства. Зато стоимость патента, отличавшаяся для разных территорий (самым дорогим был 1 класс – столичный) была очевидно льготной. Если за продажу любых вин без ограничений, включая импортные винный «ренсковый погреб» в Санкт-Петерберге должен был уплатить 200 рублей с патента, то погреб по продаже «исключительно русских виноградных вин» всего 25 рублей.

«Питейный сбор» 1861 года – интереснейший документ, содержание и последствия принятия которого, в том числе для российского виноделия стоит разобрать в продолжении публикаций серии #ИсторияВиноторговли.

Рубрикатор: